Микротурбины

Технологии, законодательство, финансирование, проектирование и прочее
Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 04-фев-2010 14:46

Capstone купили бизнес Calnetix Power Solutions:
http://www.microturbine.com/news/story.asp?id=545

Питон
старший энергетик
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19-авг-2009 8:58

Сообщение Питон » 04-фев-2010 15:43

Павел, а может быть вы, как человек знающий, ответите на вопросы озвученные на предыдущей странице ?

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 04-фев-2010 16:15

У меня нет опыта работы с этими установками. Знаю только то, что вычитал из интернет-публикаций.

"А сколько электрический КПД микротурбины при нагрузке в 10% ?"

Такой цифры не попадалось. При нагрузке 25% КПД составил 13,1% нетто (за вычетом затрат на привод дожимающего компрессора и т.п.) и 19,3% брутто. Из отчета ЕРА.
Разгон с "холодного старта" на полную нагрузку - до 2-х минут.

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 04-фев-2010 23:05

Сжигать метан в жидком виде невозможно, поскольку в данном виде при нормальной температуре он существует при значительном давлении, например, известная технология СПГ (сжиженный природный газ). Давление топлива перед камерой сгорания примерно 5-6 бар. К тому же, сжигание газообразного топлива процесс существенно более совершенный, поскольку можно реализовать технологию предварительного смешения и образование более равномерной топливо-воздушной смеси.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 05-фев-2010 2:39

Serg, если не затруднит, можно ли поподробнее, как организована двухтопливность на МТГ-100? Камера сгорания двухтопливная. А форсунка? Надо менять, либо она тоже двухтопливная? Или их две? Топливные магистрали тоже две?
А сжигание в жидком виде, я имел в виду подачу насосом и распыление форсункой жидкого топлива в камеру сгорания, так же, как дизельного топлива. Вероятно, при таком способе будут трудности с запуском турбины, т.к. холодное испаряющееся топливо будет сильно охлаждать смесь.
Про экологию - понял. Спасибо!

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 05-фев-2010 9:47

Камера сгорания МТГ-100 двухтопливная. Существуют одновременно два подвода: газового и жидкого топлива. Газ вводится в камеру предварительного смешения, а жидкое – распыляется двумя форсунками в камере сгорания. Другое дело, есть ли необходимость одновременно реализовывать обе топливные системы. Это достаточно дорогое удовольствие, но это возможно как дополнительная опция по желанию заказчика. Камера сгорания прошла испытания на стенде.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 05-фев-2010 13:25

Serg, спасибо за инфо! Двухтопливность - серьезное преимущество перед Capstone.
Про СПГ не дошло сразу. При -162С он будет жидким и при атмосферном давлении.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 05-фев-2010 16:39

Уважаемые господа!
Поведайте пожалуйста, что такое и кто такие "НТЦ микротурбинные технологии"?
На какие средства финансируется столь дорогостоящий проект? Кто за этим стоит?
Правильно было замечено, что capstone затратил при государственной поддержке более 10 лет на создание коммерческого продукта.
С традиционными подходоми, практикуемыми в России при управлении бизнес процессами это может занять гораздо больше времени. (имхо).
Вопрос не праздный.
Сколько серъёзных компаний, которые не были ограничены в ресурсах не смогли создать подобный продукт, например, PW, GE и др. Сколько компаний вылетели из этого бизнеса.
Я ознакомился с "Обзор и состояние развития современных газотурбинных установок малой мощности".
С одной стороны это статья меня обрадовала, но с другой стороны огорчила.
Огорчила потому, что, материал по МТУ Elliott был разработан мной лично, а разрешение на публикацию и использование этого материала наша компания никому не давала.
Это конечно мелочь. Но по таким мелочам обычно создаётся впечатление и мнение о людях, которые руководят и участвуют в проекте, а также о результате, который может быть достигнут. С уважением.

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 05-фев-2010 22:37

МТТ – научно-производственная компания с собственной мощной опытно-производственной базой, обладающая самым современным высокоточным оборудованием для малогабаритного турбостроения, каким не обладают даже многие крупные предприятия данной отрасли. МТТ на сегодняшний день компания, которая может изготавливать высокоскоростные электрические машины мощностью до 500 кВт на газовых опорах с частотой вращения до 100.000 об./мин. с блоками силовых преобразователей и САУ.
Она имеет техническую возможность создания микротурбинного генератора, другое дело, сколько времени займет доводка и постановка на серийное производство. Сделать – это только половина дела, важно еще и продать.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 07-фев-2010 11:42

"МТТ – научно-производственная компания с собственной мощной опытно-производственной базой, обладающая самым современным высокоточным оборудованием для малогабаритного турбостроения"

Возможно, было бы выгодно производить агрегаты турбонаддува для поршневых машин - рынок очень ёмкий.

Вот еще интересное направление:

http://www.bowmanpower.co.uk/vehicle_systems.php
http://www.bowmanpower.co.uk/power_generators.php

А также системы турбонаддува со вспомогательным мотор-генератором "Electric Assist Turbo":

http://www.autospeed.com/cms/A_108916/a ... larArticle

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 07-фев-2010 20:51

Утилизационный турбогенератор. По конструкции - простая машина. Некоторое время назад некая московская компания интересовалась подобной машиной с паровой турбиной.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 08-фев-2010 9:47

Думаю, что господам из МТТ ещё очень рано думать о продажах своего оборудования.
Насколько я понимаю, поузловая доводка таких агрегатов как воздушного компрессора, турбины, камеры сгорания, рекуператора, системы управления, топливной автоматики, силовой электроники ещё не проводилась.
Очевидно, что всё это будет происходить в составе изделия. Смешается в кучу столько разных проблем, которые будет очень сложно отделить друг от друга. Мама не горюй.
А это совершенно другие временные и материальные затраты.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 08-фев-2010 12:46

Применение систем Electric Assist Turbo на стационарных и тепловозных дизель-генераторах было бы весьма интересно, как мне представляется.
Это позволит улучшить приемистость дизеля и улучшить топливную экономичность. Дизель может довольно длительно выходить на режим полной мощности, во многом, благодаря инерции турбонагнетателя. Для двухтактных дизелей дополнительно к турбокомпрессорам применялись приводные нагнетатели, т.к. на малых оборотах турбонагнетатель не обеспечивал необходимое давление и расход воздуха.
Сейчас производители тепловозных дизелей работают над созданием нового поколения машин с улучшенной топливной эффективностью, массо-габаритными показателями, пониженным потреблением масла и низкими затратами на обслуживание.
Возможно, турбогенератор вроде МТГ-100 подошел бы в качестве ступени высокого давления (второй) для наддува тепловозного дизеля.
А если подключать камеру сгорания через отдельную "ветку", возможно использовать МТГ в качестве ВСУ, а также предпускового подогревателя.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 08-фев-2010 15:10

На счёт предложений по использованию МТГ 100 в качестве турбокомпрессора на дизеле. Полный бред.
Вы, наверное, уважаемый очень плохо представляете себе, что такое газотурбинный генератор на газодинамических подшипниках в данном приложении, и что такое турбокомпрессор.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 08-фев-2010 15:25

"Полный бред"
Спасибо :-))))

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 09-фев-2010 3:38

Новые автомобили на базе микротурбин Capstone:
http://www.capstoneturbine.com/news/story.asp?id=546

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 09-фев-2010 8:38

Electric Assist Turbo. По сути – активный турбонагнетатель. В варианте 2-х турбонагнетателей с перекрестным соединением получается очень сложный алгоритм управления электроприводом, опасность помпажа. Проще поствить один активный турбонагнетатель вместо двух. Идея интересная.

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 10-фев-2010 0:20

По поводу предпускового подогревателя для тепловоза. Действительно, было обращение фирмы-разработчика тепловозов на разработку газовой турбины 20 кВт для этих целей. Но, из-за отсутствия финансирования работа не пошла.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 10-фев-2010 8:43

Действительно, недостаток финансирования - основная проблема российских разработок.
Даже богатые западные концерны вступают в кооперацию, (в том числе международную), организуют совместные предприятия для снижения затрат и разделения рисков.
Приведу пару ссылок по ЖД и прочей технике. Может быть, к микротурбинам эта тема имеет весьма отдаленное отношение, но думаю, и здесь найдется ниша для применения малоразмерных турбин.
http://www.zdr-journal.ru/index.php/264
http://www.kolomnadiesel.com/production ... ngine/d49/

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Сообщение Serg » 14-фев-2010 9:44

Интересная информация: ПЕРЕДОВЫЕ МИКРОТУРБИННЫЕ СИСТЕМЫ
http://stc-mtt.ru/pics/File/microturbine_systems.pdf

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 16-фев-2010 22:12

"Участники Совещания, в основном, согласились, что при отсутствии фокусной и надлежащей государственной роли, промышленность не сможет самостоятельно развить следующее поколение микротурбинных систем. В результате этого реальная возможность выработки более чистой, более доступной и более надежной электроэнергии для промышленных, производственных, общественных и жилых секторов рынка может быть потеряна."

Интересно, реально ли в России получить гос. поддержку подобных проектов? Имеется ли такой опыт?

"Данный план рассчитан на финансовые годы с 2000 до 2006. ........ Планируемая программой, для следующего поколения передовых микротурбинных систем, деятельность направлена на достижение ниже перечисленных эксплуатационных целей: высокий к.п.д. – преобразование топлива в электричество с к.п.д., по крайней мере, 40%; .......... экономичность – относительная стоимость менее 500 долларов США/кВт установленной мощности....."

Похоже, эти цели пока не достигнуты.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 17-фев-2010 17:34

Будем надеяться, что господа из МТТ этого точно добьются, догонят и перегонят Америку. :lol:

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 17-фев-2010 18:12

Andrew, вы, вероятно, понимаете в авторских правах и т.п.
Подскажите, пожалуйста.
Если, допустим, я пожелаю выложить в интернете информацию, например, по турбинам Calnetix, я должен запрашивать разрешение? Если да, то у кого - у производителя?
Если я сделал перевод англоязычной статьи и размещаю в инете, мне тоже нужно запрашивать разрешение, или достаточно ссылки на источник?

Serg
энергетик со стажем
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 03-янв-2010 13:13

Re: Микротурбины

Сообщение Serg » 20-фев-2010 22:07

В 2009 г. сетевыми компаниями было выдано отказов по заявкам на присоединение электрической мощности более чем на 2 ГВт.
По оценкам РАН емкость рынка малой энергетики составляет минимум 10 ГВт.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Re: Микротурбины

Сообщение Pavel » 21-фев-2010 16:20

Новинка 10 кВт от Infinity Turbine:
http://www.infinityturbine.com/pdf/IT10_brochure.pdf
Указаны цены.

Maria
начинающий энергетик
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24-фев-2010 12:18
Контактная информация:

Re: Микротурбины

Сообщение Maria » 25-фев-2010 15:49

касательно авторских прав: если вы выкладываете в интернете информацию, которую вы взяли из другой статьи, новости, буклета и т.д., то вы должны сделать ссылку на источник. Если вы размещаете информацию, которую написали сами ( где-то услышали, увидели), то подписывайтесь под ней своим именем.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Re: Микротурбины

Сообщение Pavel » 26-фев-2010 11:03

Maria, спасибо за инфо! Относительно рисунков, фотографий, схем и др. графической информации - действуют такие же правила?

berman
энергетик
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02-мар-2010 21:36
Контактная информация:

Re:

Сообщение berman » 02-мар-2010 23:17

Pavel писал(а):Применяет ли кто-нибудь дополнительный магнитный подвес ротора?

ММПП "Салют" на 1000-киловаттной машине. Кстати, там ротор тоже стоит вертикально.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Re: Микротурбины

Сообщение Pavel » 09-мар-2010 13:28

Специальная микротурбина для гибридных автомобилей, с участием Jaguar-Land Rover:
http://www.sae.org/mags/aei/power/7698

Maria
начинающий энергетик
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24-фев-2010 12:18
Контактная информация:

Re: Микротурбины

Сообщение Maria » 09-мар-2010 14:47

Да, правила абсолютно такие же


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей