Микротурбины

Технологии, законодательство, финансирование, проектирование и прочее
Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 29-апр-2009 17:57

На сайте опубликована статья В.М. Пожидаева "Микрогазотурбинные агрегаты - новое направление в малой энергетике" (Академия энергетики, август 2005 г.). В данной статье упоминалось об отечественной разработке ГТЭ-0.1 завода им. Климова. Хотелось бы узнать, в каком состоянии этот проект?

Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Сообщение Dimur » 05-май-2009 7:48

А подскажите, пожалуйста, где, собственно, прочитать статью? :roll:

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

микротурбины

Сообщение Pavel » 05-май-2009 14:45


Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 06-май-2009 13:04

Да, прошу прощения за невнимательность. Вот здесь эта статья есть:
http://www.capstone.ru/pdf/academia_energetiki.pdf
На следующем сайте тоже есть кое-что интересное:
www.stc-mtt.ru

Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Сообщение Dimur » 07-май-2009 8:01

Большое спасибо автору топика за статью.
действительно, любопытно.

К сожалению, мое личное мнение, основанное на нескольких российских "скоро-скоро у нас выходит опытный образец - вы уже начинайте его продавать!" - все это так и останется мега-проектом.

повторюсь: к сожалению!

как проект ГТЭ-0.1, так и МТГ-100 (есть подозрение, что это одно и то же) - может оказаться либо мертворожденным в плане массовой реализации, или его (их) загубит отвратительное качество криворукого российского исполнения компонентов... Использование "некриворуких", читай - "зарубежных", компонентов поднимет цену этих разработок на уровень Катерпиллара и все станет совсем плохо.

В конце концов НТЦ "Микротурбинные технологии" - это не "автоваз", поэтому "всеобщая криворукость" им просто так не пройдет...

В прочем, из того же печального опыта, скорее всего 5-6 установок по стране они установить сумеют. Потому что именно эти установки и станут "могильными камнями" такого достойного начинания.
Все это уже "было". К сожалению.

Буду рад ошибиться. Когда-то это должно случиться...

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

микротурбины

Сообщение Pavel » 07-май-2009 10:16

Да, похоже дело движется вяло. Если и 5-6 экземпляров выпустят, будет уже очень хорошо!
Турбина и генератор, похоже, отечественные, а силовая электроника, полагаю, импортного производства.
Приемлемая цена на данный продукт
может быть только при массовом производстве. Например, для нужд транспорта - вот еще статья интересная по автобусу (уже полгода нет новостей):
http://www.trolza.ru/article.pl?id=14
Правда, все это должно стоить очень дорого, а цена на нефть сильно снизилась и экономить ее не будут очень уж усердно.
Какая турбина у Тролзы, не написано, но, судя по перечню возможных топлив, покоже на Capstone. А еще потому, что эта турбина применяется на других автобусах с гибридным приводом:
(сайты на английском языке)
http://designlineinternational.com
http://www.ebus.com/hybrid.html
Обратите внимание на цену автобуса Ebus - от 325 тыс. долларов! Причем, этот автобус маленький - вроде "ПАЗика". Правда, у американцев цены на автобусы другие - там дешевле 200 тыс. долларов, по-моему, нет вообще ничего.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 15-май-2009 16:59

Относительно статьи господина Пожидаева. К сожалению, этот человек присвоил себе единолично авторство этой статьи. По большому счёту, он является всего лишь редактором. Специалистом в области этого оборудования он никогда не являлся. Текст статьи и вся графическая информация, были написаны и подготовлены другим человеком, техническим специалистом, которого он категорически отказался взять в соавторы. Что можно взять с непорядочного человека. Да бог ему судья. В конце-концов, всё что происходит и делается в компании Издательский Дом, он же «Энергетический Центр Президент-Нева», всегда плохо выглядит и пахнет. Я, надеюсь, что меня поддержат те, кто когда-либо работал в этой компании.
Относительно проекта ГТЭ-0,1. К сожалению, после примерно одного года работы над этим проектом, у руководства завода Климова, возникло понимание того, что поднять этот проект будет очень дорого, долго и сложно.
Решение о начале проекта единолично принял тогда ещё ген.конструктор Саркисов А.А. В проекте было заложены много ошибочных решений, которые сразу поставили проект в тупик. Так, например, было совершенно непонятно, как при выбранной компоновке турбогенератора было возможно проводить балансировку ротора, как обеспечить приемлемую температуру постоянных магнитов и т.д.
Изначально установка разрабатывалась для работы не на природном газе, а на керосине. Силовую электронику разрабатывала компания «Новая Эра», рекуператор компания «Ноэми», топливную автоматику ФЭД. Когда деньги, взятые в кредит, для разработки этого проекта закончились, его закрыли.
Относительно проекта МТГ-100. Сам по себе проект конечно смелый. Судя по всему, в отличие от конструкторов завода Климова, специалисты компании МТТ потратили время на изучение опыта других производителей, в частности, компании Capstone. Компоновка ротора очень похожа компоновку роторов установок C30 и С60.
Не совсем понятно, на какие средства финансируется столь дорогостоящий проект, каков опыт специалистов компании МТТ в разработке этого оборудования.
Исходя из опыта других производителей, на его реализацию может потребоваться до 10 лет. В Таблице в статье Пожидаева перечислено большое количество производителей. Но только 5 из них остались в этом бизнесе.
Поэтому руководству компании МТТ можно пожелать больших успехов в этом нелёгком бизнесе.
Что также не может не радовать, так это очень внимательное прочтение маркетологами компании ММТ рекламного буклета компании «Электросистемы» по микротурбинной установке ТА-100 RCHP. Многие части рекламного взяты прямо от туда. Правильно, зачем тратить на это лишнее время.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 15-май-2009 18:04

Большое спасибо за информацию! Как говорится, горькая правда лучше сладкой лжи...
Где-то мне попадалась информация, что Capstone понадобились 200 млн. долл. для доведения своих продуктов до массового производства. Не такие и большие деньги по американским масштабам.
Думаю, у нас это должно обойтись значительно дешевле.
В интернете попадалась инфа, что и на "Салюте" что-то разрабатывали.
Взяли бы да скооперировались. "Содрали" хотя бы западную конструкцию с небольшими изменениями, чтоб те в суд не подали :D
Будет очень жаль, если все российские высокотехнологичные проекты мы сможем наблюдать только в виртуальном мире.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 18-май-2009 17:58

Кто подскажет, сколько стоят импортные микротурбинные установки (хотя бы порядок)?
Например, Capstone C65?

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 20-май-2009 12:55

Относительно стоимости микротурбин. Настоятельным образом рекомендую Вам обратиться с этим вопросом к компаниям диллерам.
В будущем не рекомендую Вам задавать подобные вопросы на форуме.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

микротурбины

Сообщение Pavel » 20-май-2009 19:48

Дилеров спрашивают с целью покупки или чего-то серьезного, а я не то что бы просто из любопытства - чтобы иметь представление. Пожалуйста, заполните опросный лист :-)

В любом случае, прошу прощения.

Еще парочка ссылок по микротурбо, для тех, кто интересуется темой:

использование низкопотенциального тепла:
http://www.infinityturbine.com/pdf/Infi ... ochure.pdf
http://calnetixps.com/whg-100.asp

Совсем маломощные микротурбины, вспомогательные электрогенераторы/отопители грузовиков: www.mtt-eu.com

Керамические микротурбины с высоким КПД=50%: www.wilsonturbopower.com

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 21-май-2009 7:29

А вот еще по утилизации тепла:
http://www.utcpower.com/fs/com/bin/fs_c ... 67,00.html
также на сайте описаны газовые микротурбины и топливные элементы.

Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Сообщение Dimur » 21-май-2009 8:29

отличная подборка!

похоже Вы всерьез занялись темой! весьма похвально! респект!

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

микротурбины

Сообщение Pavel » 21-май-2009 13:48

Спасибо! Уже года 3 точно слежу за этой темой, все ждал от "Климова" новостей :(

У кого безлимитный интернет - рекомендую посмотреть видео на www.youtube.com - очень много по микротурбинам, в т.ч. самодельным :-)
нужно набрать в строке поиска "microturbine"

например: http://www.youtube.com/watch?v=z2TH8MRlTEc
Правда, на английском, как всегда.

Andrew
энергетик со стажем
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20-янв-2009 16:02

Сообщение Andrew » 23-май-2009 20:28

Уважаемый Pavel!
Ваш вопрос ставит меня в большое недоумение. В теме форума "Микротурбины" Вы делаете ссылку на -://www.infinityturbine.com/pdf/Infinity_Turbine_Brochure.pdf. Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой информацией. Это ответ на Ваш вопрос.

Nixon
Главный энергетик
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 19-фев-2009 4:23

Re: микротурбины

Сообщение Nixon » 23-май-2009 20:43

Pavel писал(а):Керамические микротурбины с высоким КПД=50%: www.wilsonturbopower.com


Ссылка не работает.
Моё мнение, может не совпадать с моей точкой зрения.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Микротурбины

Сообщение Pavel » 25-май-2009 11:17

Здравствуйте, друзья!
Сайт Wilsonturbopower работает через раз, надо предпринять несколько попыток в разное время.
2 Andrew:
Да, действительно недочитал - речь идет именно о 10С охлаждающей жидкости. Интересен опыт применения в России, в т.ч. газовых микротурбин. Американцы публикуют такие материалы в больших количествах. Например, здесь очень много по микротурбинам:
http://nsdl.org/search/?verb=Search&s=0 ... mit=Search
У нас другие расценки на газ и электричество, да и сами установки должны стоить других денег, нежели в стране-производителе. Интересно, насколько экономически оправдано применение этих ноу-хау в российских условиях.

Посетитель
начинающий энергетик
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26-май-2009 15:12

Сообщение Посетитель » 26-май-2009 15:17

Тема окупаемости обсуждалась на форуме:
http://www.forum.c-o-k.ru/topic224.html
Есть там и кое-какая информация и по ценам на микротурбины.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 27-май-2009 12:21

Спасибо! Действительно, интересно.
"Проскакивала" информация и о российских производителях, правда, она не подтверждается, похоже.
Кто хотя бы что-нибудь делает в этом направлении, отзовитесь! Если верить видеороликам, американцы чуть ли не на коленках в гараже собирают микротурбины из автомобильных турбокомпрессоров :D .
http://www.youtube.com/watch?v=QUkiVcRJ ... re=related

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 11-июн-2009 11:21

Помогите! Не могу достать статьи по микротурбине ГТЭ-0,1.
Журнал "Газотурбиннные технологии", №4 за 2003 г., статья "Микроэнергетическая газотурбинная установка ГТЭ-0,1"
и №1 за 2004 г., название статьи "Автоматизированная система управления газотурбинной электростанции ГТЭ-0,1".
У нас в библиотеке нет этих номеров. Есть только за 2007 г.
Может, у кого-нибудь есть эти журналы, отсканируйте, пожалуйста и вышлите на мыло. Буду очень признателен. Думаю, на форуме найдутся и другие, которым будет интересно почитать эти статьи.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 21-июн-2009 18:10

Микротурбина Capstone C30 применена на легковом гибридном автомобиле Ford. Статья здесь:
http://www.capstoneturbine.com/news/story.asp?id=512

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 26-июн-2009 11:20

Вот наш ответ буржуйским микротурбинам :-)
http://www.kadvi.ru/Produkt_gp.htm
Правда, КПД по электричеству низкий, порядка 11-16%. Источник:
http://www.turbine-diesel.ru/sites/defa ... nnDvig.pdf
Интересно, почему этих продуктов нет в каталоге Когенерации.ру?

Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Сообщение Dimur » 30-июн-2009 8:59

Уважаемый Павел, при столь интенсивном проникновении в материал по турбинам Вы наверняка могли встретить Газотурбинную установку с впрыском пара в ту же самую рабочую газовую турбину... этакий комбинированный цикл на одной турбине... уменьшается температура на лопатках, увеличивается рабочее давление.

Есть что-то в этом направлении?

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 30-июн-2009 11:29

Да, попадалось подобное, но для мощных турбин. Поищу на досуге.
У нас на оловозаводе (Новосиб) внедряли японскую турбину, по-моему, на 6 МВт, но из-за постоянных неполадок проект прикрыли. В частности, были проблемы с водоподготовкой - вода нужна очень высокого качества.
Достоверных фактов я не знаю - друзья рассказывали, они работали на этой турбине.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 01-июл-2009 15:51

Вот нечто подобное, правда, впрыск воды, а не пара:
http://www.power-hitachi.com/products/g ... ology.html

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 03-сен-2009 7:21

По установке микротурбины "Capstone" на автобус "Тролза":
http://www.bpcenergy.ru/press-center/pr ... 2009/25-08

Sha
Главный энергетик
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 02-апр-2009 7:58

Сообщение Sha » 03-сен-2009 12:20

Pavel писал(а):По установке микротурбины "Capstone" на автобус "Тролза":
-://www.bpcenergy.ru/press-center/press-release/2009/25-08


Очень любопытно. По-видимому, для микротурбин именно такие варианты применения и нужно искать. Там, где во главу угла выходит компактность и невысокая эмиссия вредных веществ. По крайней мере, это более естественно, чем целые поля, заставленные микротурбинами, как на фото, которое я видел достаточно давно в материалах производителя.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 04-сен-2009 2:31

Вероятно, цена такого аппарата будет приличной. Хотя трамвай, судя по информации из инета, стоит порядка 10-12 млн. руб. Плюс рельсы и контактная сеть, подстанции - со всеми вытекающими расходами. Троллейбус тоже примерно вдвое дороже дизельного автобуса (если у меня верная информация), плюс затраты на контактную сеть и подстанции. Возможно, для города было бы лучше содержать парк недешевых, но экономичных и экологически чистых (относительно) автобусов, чем все ржавые трамваи, троллейбусы и чадящие канцерогенами дизеля.

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 09-сен-2009 8:01

Газовая турбина "Кавасаки" с подачей пара в камеру сгорания:
http://www.khi.co.jp/gasturbine/english ... gies9.html

Pavel
Главный энергетик
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 29-апр-2009 17:44
Откуда: ЗапСиб

Сообщение Pavel » 11-сен-2009 19:09

Некоторые подробности по автобусу:
http://www.bpcenergy.ru/solutions/eco-bus/index.shtml


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 27 гостей